Главное меню

Электронный журнал




Опрос
Ваш любимый предмет?



Календарь
«    Июнь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Основы продуктивной работы старшеклассника

Назад



    Лекция – это занятие, на котором все ученики выполняют, как правило, одну и ту же работу, все подчиняются одним и тем же правилам поведения, а так же выполняют действия, направленные на получение максимального количества знаний за минимальное время.


    Таким образом, получение знаний на лекции существенно сокращает надобность «сидеть» в библиотеке и искать что- то непонятное, неясное. Педагог, после краткого изложения главной цели, основных моментов темы, направит студента на поиски дополнительной информации по изложенному вопросу, чтобы развить кругозор, подготовиться к семинару, курсовой и т. д.


    Монотонная работа быстро приводит к утомлению, напрягаются глаза, устают пальцы, устает спина. Поэтому необходимо качественно организовывать свою работу в процессе обучения.


    Важно помнить, что мелочей в этом деле нет: незаметные на первый взгляд внешние неудобства или внутренняя ненастроенность могут оказаться серьезной помехой для процесса обучения.


    Поэтому принцип ученика должен быть такой: нужно убедиться в том, что есть все условия, чтобы добиться успеха, а потом добиваться его.


    Главным условием продуктивной работы является атмосфера уважения к умственному труду, как к таковому.


    Психологи отметили, что когда человек выполняет работу, которая не представляет для него особого интереса, в его внутреннем состоянии последовательно сменяют друг друга два этапа. Для большинства людей наиболее тяжелым оказывается первый этап – включение в работу. Заставить себя приняться за нее, а затем заставить себя работать с полной отдачей бывает не так просто. И в то же время мы прекрасно знаем, что как бы не была нам неприятна работа, по мере того, как мы продолжаем делать ее, преодолевая свое первоначальное недовольство, это раздражение постепенно угасает.


    Изменение работоспособности ученика в ходе занятий обусловлены не только колебаниями жизненных ритмов – как биологически обусловленных, не только относительной сложностью усвоения тех или иных предметов, не только тем, насколько привлекательными (в силу ли мастерства педагога, в силу ли интереса, сложившемуся к данному предмету у ребенка, ученика или взрослого) оказываются эти знания.


Что может повлиять на работоспособность человека:


    • освещенность помещения

    • свежесть и температура воздуха

    • стол и стул

    • режим дня (сон, отдых и т. д.)


Великий физиолог И.П. Павлов не раз говорил, что ничто так не облегчает работу нервных клеток головного мозга, как определенный распорядок жизни, режим дня чрезвычайно важен. Всему свое время и режим дня, а иначе и работа ладиться не будет, не пойдет на пользу.
Если не налажено правильное чередование различных видов деятельности, если продолжительность ночного сна недостаточна, если мало отводится времени для отдыха на открытом воздухе – все это приводит к тому, что нервная система быстро истощается, а сосредоточиться на главном не удается.


    Теперь, когда мы знаем о внешних препятствиях, которые могут мешать работе, нужно рассмотреть то, что может помочь, например хорошо развитые:


    • умения, навыки, привычки

    • восприятие

    • внимание

    • память

    • воображение

    • мышление

    • сила воли

    • мотивация.







А теперь о частном:


Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями навыками и привычками.


Умения – это элементы деятельности, позволяющие, что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности. Умение обеспечивает безошибочность и гибкость выполнение действия, т. е. получение в результате надежного итога действия. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другим или при изготовлении какого либо изделия, сделать сам или воспользоваться имеющимися под рукой инструментами, другими подручными средствами, словом найдет выход практически в любой ситуации. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений.


Навыки – это полностью автоматизированные, инстинкто-подобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля.
При переходе умения в навык, лишние, ненужные движения исчезают, а количество ошибочных резко падает; контроль за действием или операцией при их автоматизации смещаются с процесса на конечный результат, а внешний сенсорный контроль замещается внутренним. Скорость выполнения действия и операции резко возрастает. Все это обычно происходит в результате упражнений и тренировки. Так деятельность человека, благодаря переходу отдельных умения в навыки «разгружается» относительно элементарных вещей и может быть направлена на решение боле сложных задач.


Согласование навыков:


    • Система движений в обоих навыках взаимно соответствует

    • Один служит для лучшего усвоения другого

    • Один навык конец одного и начало другого и наоборот.


Тормозное влияние (интерференция)

    • Система движений, включенных в один навык, противоречит системе движения, включенных в другой.

    • Если при переходе от одного навыка к другому приходиться переучиваться / ломать структуру старого навыка.

    • Если приобретение нового навыка искажает движения в другом.

    • Когда начала и концы последовательно выполняемых навыков не «состыкуются» друг с другом.


Умения и навыки делятся на несколько типов:


    Двигательные – включающие движения (сложные и простые) составляющие внешние, моторные аспекты деятельности.


    Познавательные – включающие способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработанной информации – формирование знаний.


    Теоретические – связанные с абстрактным интеллектом, они выражаются в способности человека анализировать обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую (творческая работа, связанная с получением идеального продукта мысли).


    Практические – упражнения, необходимы как для выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения.


Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.


    Существуют так же затруднения при овладении умениями и навыками:


    1. Затруднения при овладении навыками – недостаточное приобретение необходимых сведений об окружающем мире, приводящих к расстройству целенаправленного научения.

    2. Затруднения на основе индивидуальных предпосылок.


    Известно, что причинами возникновения рассматриваемых расстройств могут быть:


    • генетические 5 %

    • нарушения эмбрионального развития 30 %

    • нарушения питания матери в период беременности 10 %

    • соматические заболевания в детском возрасте 5 %

    • влияние окружающей среды, психологические факторы (мотивации) 15-20 %

    • неизвестные 30-40 %.


    Чем же отличается хороший ученик от плохого, какие мыслительные процессы протекают у него достаточно хорошо и что делает способным отстающего учащегося на заметный прогресс в обучении?


    Современное изучение этого вопроса показало, что можно улучшить показания научения, приобретение качественно новых умений и навыков, благодаря стратегиям:


    1. стратегии организации своих действий: планирование времени: при накоплении знаний обращаться к предшествующему опыту и формировать наиболее значимые ситуации.

    2. Стратегии организации своих действий: планирование времени: упорядочение этапов учебного процесса, планирование предстоящей деятельности, предвосхищение проблем на различных этапах обучения

    3. Вербальное руководство к действиям. Адресованные самому себе вопросы.

    4. Стратегии контроля действий: контролировать сопровождающие действия; проводить эмоциональную и мотивационную саморегуляцию.


    Обобщая, можно сказать, что «пассивные ученики» мало обращают внимание на сам процесс научения, редко анализируют учебный предмет, не отдают отчет о целях своих действий, не подвергают внутреннему контролю учебный процесс. Эта пассивность распространяется и на осмысление собственного учебного опыта (что важно на различных учебных предметах) - выведение общих правил, выработку способов действий, способствующих более эффективному усвоению знаний. Так возникает обобщающее понимание способов действий, преображается ситуативный опыт.


    Еще один элемент деятельности – это привычка, непродуктивный элемент деятельности, негибкий, часто выполняется механически и не имеет сознательной цели и явно выраженного продуктивного завершения.


    Другой областью, интересующей нас по данному вопросу, является восприятие


    Восприятие представляет собой необходимую предпосылку для анализа и познания окружающего мира, а так же регуляции и контроля поведения; кроме того, восприятие оказывает влияние на чувство и настроение. К восприятию относятся так же внимание и мотивация к получению информации (любопытство), хранение в памяти воспринятого. От чего же зависит столь важная функция? (см. таб. № 1)



Обзор важнейших функций восприятия








    Чтобы продуктивно работать на лекции, необходимо тренировать органы свого восприятия, особенно зрение и слух.


    Для этого существуют специальные рекомендации, упражнения (гимнастика). Для гимнастики слуха можно использовать часы, находящиеся непосредственно около уха, постепенно удаляющиеся (ручные, будильник) и вновь приближающиеся.


Гимнастика для глаз


    Упражнения лучше начинать с простых движений, постепенно увеличивая их сложность и скорость.


    Никогда не делайте усилий увидеть объект, т. к. напряжение глаз приводит к окончательному снижению зрения.


    Массаж


    • Выполнять сидя: крепко зажмурить глаза в течение 3-5 секунд. Повторить 7-8 раз.

    • Закрыть глаза и массировать их круговыми движениями пальцев в течение 1-2 мин.

    • Выполнять сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажимать на верхние веки в течении 1-2 сек., затем снять пальцы с век. Повторить 5 раз.



    Упражнение. Движения.


    Свободно сесть, не напрягаясь и проделать следующие движения глазами соответственно по и против часовой стрелки. Все упражнения повторить по 5 раз и после каждого несколько раз поморгать.


    Следующим не менее важным аспектом является


Внимание


    Внимание – психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, явлении)


    Основными функциями внимания являются:


    • активация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физических функций и процессов.

    • целенаправленный организованный отбор поступающей информации;

    • удержание, сохранение образцов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;

    • обеспечение длительной сосредоточенности, активность на одном и том же объекте

    • регуляция и контроль протекания деятельности.

    Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.


    Внимание состоит в том, что известное представление или ощущение занимает господствующее место в сознании, вытесняя другие.


    Это большая степень сознаваемости данного впечатления и есть основной факт или эффект внимания. Как следствие возникают некоторые второстепенные эффекты внимания, а именно:


    • аналитический – данное представление становится детальнее, в нем мы замечаем больше подробностей;

    • фиксирующий – представление делается устойчивее в сознании, не так легко исчезает;

    • усиливающий – впечатление, по крайней мере в большинстве случаев делается сильнее: благодаря включению внимания слабый звук кажется несколько громче.


Главные «враги» внимания:


    Отвлекаемость – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.


    Рассеянность – неспособность сосредоточиться на чем либо определенном в течение длительного времени.


    Инертность - патологическая фиксация на узком круге представлений и мыслей.


    Развитие внимания: игра «Зеркало» повторение движений за другим.


    Память – впечатления, информация, которые сохраняются, закрепляются и при необходимости – воспроизводятся.






    По времени память бывает:


    Мгновенная от 0,1 до 0,5 секунд


    Кратковременная – примерно 20 секунд


    Оперативная – до нужного момента (до зачета, например)


    Долговременная – на долгое время.


    Чтобы работа была продуктивной, надо:


    1. Перерабатывать и обдумывать информацию, создавать таблицы и логические схемы

    2. Понять причинно - следственные связи.

    3. По каждой теме сформулировать ряд вопросов, возможные ответы на них будут запоминаться

    4. После написания лекции прочитать и постараться произнести основные моменты (дома).

    5. Чтобы запомнить, нужно управлять своим воображением, человеку легче представить уже видимое в своем воображении. Так способность что-нибудь зрительно представить положительно влияют на запоминание (образную память), а так же ускоряет процессы перевода информации из кратковременной или оперативной памяти в долговременную.

    Чтобы в нужный момент вспомнить что-то, нужно подумать, с чем это связано, чтобы этот предмет мог напомнить то, о чем мы хотели вспомнить.


    Лучше запоминать материал частями.


    Повторение производить незадолго до сна.


    Не повторять накануне, перед зачетом или экзаменом (в этот же день).


    Выбирать методы запоминания только по -своему вкусу, не наслаивая разные методики одну на другую.


    Воображение может обеспечить творческий подход.


    Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей – особого рода деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно - последовательского характера - преобразовательного и познавательного.






    Функция мышления – расширение границ познания, путем выхода за пределы чувственного восприятия.


    Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений.


    Для чего нужно мышление? Для решения задач, разного рода, разной сложности и т. д.


    Выделяют 4 стадии мышления в процессе решения проблемы:


    1. Подготовка

    2. Созревание решения

    3. Вдохновение

    4. Проверка найденного решения.


Структура мыслительного процесса решения проблемы:

    1. Мотивация – желание решить проблему

    2. Анализ проблемы

    3. Поиск решения

    4. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения

    5. Реализация решения

    6. Проверка найденного решения

    7. Коррекция (если нужно).


Операции мыслительной деятельности:


    • Сравнение – выявление сходства и различия предметов их явлений и свойств – классификация.

    • Анализ – мысленное расчленение предмета, выявление составляющих и связей между ними.

    • Cинтез – восстанавливает целое из частей.

    • Абстракция – это выделение одной какой либо стороны, свойства и отвлечении от остальных.

    • Обобщение – это отбрасывание единичных признаков при сохранении общих.


Мотивация


    Психика человека устроена так, что он все время чего-то желает и к чему-то стремится.


    Неосознаваемые (или плохо осознаваемые механизмы) побуждения, вызывающие активность человека и определяющие направленность этой активности называются мотивацией.


    Внутренние мотивации основаны на собственных потребностях и их удовлетворении.


    Внешняя мотивация проявлена в желаниях, стремлениях и интересах значимого человека. Особенностью внешней мотивации является то, что она, в отличие от внутренней, прекращает действовать, как только человек насыщается каким либо предметом.


    Понимание является результатом осознания мотивации, ее смысловым выражением. Поэтому оно выступает в роли особого, хорошо осознаваемого побудителя человеческой деятельности.


    Если ты считаешь, что тебе тяжело учиться: возьми лист бумаги раздели его на две половинки (верх и низ) наверху нарисуй 2 различных (противоположных) предмета. Теперь посмотри на них внимательно и внизу попробуй их объединить, как получится, представь что все в мире когда-- то являлось чьей то противоположностью, прими соединение своего желания учиться с неинтересным предметом. Оцени чувства в этот момент, запомни, и когда почувствуешь и когда почувствуешь неудовлетворенность каким-нибудь предметом, представь свой рисунок».


Воля – вполне реальное явление, обладающее своими специфическими признаками:


    • Приложение усилия

    • Принятие решений

    • Реализация решений

    «+» Воли:

    • преобразование непроизвольных процессов в произвольные,

    • обретение человеком контроля над своим поведением,

    • выработка волевых качеств личности (например, настойчивость).


    Если соединить все вышеперечисленные качества и достаточно развить, то обучение будет не только трудом, но и будет приносить удовлетворение своему обладателю.


Используемые источники:


    • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону Феникс 2000 г.

    • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии Слб.; Питер, 2003 г.

    • Немов Р.С. психология В 3 кн. – 4-е издание М.: гуманит. изд. центр Владос, 2001 г.

    • Мир детства под ред. А.Г. Хрипковой Отв. Ред. Давыдов – М.: Педагогика, 1981 – 400с.

    • Круковер В. 400 практических советов. Воспитание подростка М.: Континент пресс 2001 – 384 с.

    • Столяренко Л. Д. Педагогика. Серия «Учебные пособия» Ростов н/Д: Феникс 2000

    • Никольская И.Л., Тигранова Л.И. гимнастика для ума – М.: Просвещение 1997 – 208 с.


Назад



Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
Контент является обязательным к размещению
Информация, содержащаяся в разделе «Сведения об образовательной организации», однозначно идентифицируются как обязательный к размещению контент